Статьи: Архитектура ренессанса

В настоящей статье рассматриваются вопросы построения архитектуры города как определенного композиционного целого на объектах городов итальянского ренессанса.

Очагами той или иной культуры всегда являются опорные пункты господствующих в данную эпоху классов. Если в средние века монастыри и замки синьоров были пунктами средоточия феодальной культуры, то буржуазия, основываясь в городах, создает ее „при себе", т. е. в городе. Культура Возрождения есть не только культура зарождающейся буржуазии, но и городская культура.

Эпоху Возрождения (точнее, период с XIV по конец XVI в.) можно смело назвать эпохой великого строительства городов, однако ошибочно будет полагать, что процесс роста городов на протяжении этих трех столетий протекал равномерно.

Необходимо отметить два периода строительного подъема, относящиеся: 1) к утверждению господства денежной системы, расцвету торговли и накопления, когда города естественным образом росли и тем самым вызывали потребность строить, и 2) к эпохе упадка торговли, связанного с потерей восточных рынков.

Прирост населения прекратился и даже начал падать. Так например, в Венеции население с 190 000 в XV в. упало до 158 000 в XVI в. Развитие мануфактур приостанавливается. Между тем строительство именно в эти годы достигло максимального расцвета и дало нам наиболее ценное наследство. Чем же это объясняется?

Потеря возможностей применения капиталов в торговле вызвала необходимость их хранения. Дворцы и предметы искусства были всеми признанными ценностями, в которые буржуа, вкладывая деньги, как бы пимещал их в банк.